История отдыха в Крыму
Пароходное сообщение с Крымом установилось еще в 1856-м Русским обществом пароходства и торговли, а после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Крымско-Кавказской линии было назначено в летнее время три, а в зимнее время два еженедельных рейса. Слабым местом морского пути в Крым было отсутствие удобных портов и пристаней. Кроме того, дорогу на пароходе мог выдержать не каждый турист, так как многих страшили качка и морская болезнь.
Можно выделить четыре потока туристов в Крым. Большинство добиралось по железной дороге из центральных районов Российской империи; многие двигались морским путем из Одессы, затем прибывали и из кавказских портов и, наконец, гораздо реже из Константинополя. Корреспондент "Одесского листка" Л. Е. Оболенский, плывший пароходом в Крым в 1894 году в общем салоне 2-го класса, отмечал, что там тепло и светло, горят электрические лампы. Спальня была общей с двумя ярусами кроватей, - также теплая и светлая.
Развивалась и внутренняя сеть путей сообщения. Южный берег Крыма стал одним из наиболее обеспеченных хорошими дорогами регионов империи ввиду систематического пребывания здесь царской семьи. Наиболее современным и удобным было Южнобережное шоссе с его ответвлениями. Вот как описывал свое путешествие в 1898 году студент Л. Кунцевич: "Из Ялты мы выехали ... наняв 4 линейки и намереваясь совершить в них стоверстное путешествие до Севастополя. Что это ... за чудное путешествие! Все время едешь по превосходному шоссе, которое даже в жару очень мало пылит и так искусно устроено, что в некоторых местах вы и не замечаете, что подымаетесь на высокую гору".
Племянница прославленного героя обороны Севастополя генерала М. Д. Горчакова называла сорокаверстное движение от Алушты до Ялты "по крымским прелестным дорогам" не путешествием, а "очаровательной прогулкой". Шоссейная дорога из Симферополя в Севастополь шла параллельно линии железной дороги. Бернов, прошедший по ней в 1895 году, находил ее прекрасной.
Ряд местностей имели еще слабо развитую дорожную сеть. Так, С. Барановский, перемещаясь из Евпатории в сторону Симферополя, с неудовольствием описывал в середине 1880-х годов свое движение по евпаторийской степи: "Когда едешь по ней, то хочется поскорее перенестись через нее, скорее отделаться - и уж тут не до дремоты. Ее голая, выжженная и безжизненная поверхность как бы гонит от себя. Чувствуешь, будто ты здесь лишний, чужой, так все пустынно и неприветливо". Оказалось, что дорога до местечка Саки вся изрыта выбоинами, которые невозможно было объехать. Поэтому туристы переезжали прямо через них.
Туристы иногда подвергались серьезным опасностям. Так, И. Ф. Тюменев оказался очевидцем горного обвала в районе Байдарских Ворот. "Шоссе в нескольких саженях от нас было завалено огромными каменными глыбами, которые обрушились, судя по всему, очень недавно. Тем не менее, около них уже копошились люди. Рабочие поспешно разбивали камень ломами, стараясь пробить хоть узенькую дорожку для провода экипажей. Пришлось ждать. Между тем от Байдарских Ворот все прибывали новые и новые путешественники. В короткое время набралось пять экипажей, длинною вереницей стоящих друг за другом".
Иногда путешествия по горным дорогам заканчивались трагически. Несчастный случай по дороге к монастырю Косьмы и Дамиана был описан в газете "Русское слово" летом 1899 года. На узкой горной дороге фаэтон таврического вице-губернатора г. Русанова встретился с мажарою, на которой находились татарин-возница и несколько татарок. Мажара встала на краю дороги, прижавшись к подгнившим столбам ограды. Они не выдержали напора, мажара с пассажирами сорвалась в пропасть.
Почтовый тракт из Алушты на местечко Судак существовал лишь номинально, "скорее в воображении", поскольку он не имел ни станций, ни лошадей. Лошадей брать нужно было в Алуште за 25-30 рублей и ехать "почти 90 верст без отдыха, без перепряжки". Путеводители рекомендовали добираться из Алушты в Судак на пароходах, что занимало около четырех часов. Они заходили в Алушту два-три раза в неделю по расписанию. Это было дешевле, быстрее и комфортнее, чем поездка на лошадях.
Внутреннее пароходное сообщение между крымскими городами обеспечивалось частными компаниями, перевозившими желающих на малых пароходах и катерах. В качестве примера приведем южнобережное пароходство Говалло, работавшее на туризм с Пасхи до октября и курсировавшее между Алуштой и Алупкой, а также пароходство Ровенского, связавшее Гурзуф и Симеиз.
Другие статьи о курорте
Опрос
Вход в систему
Случайная статья
Один из наиболее известных курортов Азовского моря - Кирилловка находится в семидесяти километрах от Мелитополя. Огромный поселок из типично южных одноэтажных домиков с садами и огородами растянулся на многие километры вдоль Азовского моря. Песчаные пляжи с мелким ракушечником. На мелководье вдоль всей линии берега можно б... |
Интересно прочесть
Представляем Вам события на Майдане онлайн. Эспрессо ТВ ведет хронику "мирного" наступления активистов Майдана на Верховную Раду. Киев, 19.02.2014 года, онлайн трансляция сейчас ведется рядом телеканалов и веб-камер. Онлайн... |