История отдыха в Крыму: местные гостиницы и отзывы путешественников
Характеризуя предоставляемые туристам услуги в Симферополе, М. Сосногорова в своем путеводителе 1880 года выделяла в числе лучших гостиницу "Петербургскую", с недорогими (от 50 копеек до 3 рублей) номерами, а также "Ливадию", "Золотой якорь" и "Швейцарскую", а путеводитель A. Я. Безчинского в 1902 году называл шесть подходящих гостиниц.
В путеводителе "Крым" от 1914 года числилось 13 достойных гостиниц, причем на первое место вышла гостиница "Европейская". Рестораны в Симферополе были обычно при гостиницах; отдельные блюда стоили примерно 40 копеек, а обеды доходили до рубля. Опытный экскурсовод Панченко советовал туристам, останавливавшимся на ночлег в Симферополе, размещаться в здании начального училища, вполне приспособленном для приема экскурсантов. Тут имелись тюфяки, а иногда даже кровати. Правда, нужно было оповещать училище за один-два месяца.
В 1880 году в Севастополе путеводитель рекомендовал три лучших гостиницы: "Киста", "Ветцеля" и "Гранд-отель", а также еще одну "поплоше" - "Марро". В 1912 году в путеводителе Г. Москвича уже насчитывалось шесть гостиниц в Севастополе, при которых были лучшие рестораны города.
Ялте по части сервиса, несомненно, принадлежало первое место. Здесь в 1880 году было пять гостиниц, среди них первоклассными считались "Россия", "Эдинбургская" и "Ялтинская". Цены в них колебались от 1 до 15 рублей в сутки. В 1912 году в Ялте числилось уже 14 гостиниц с 800 номерами. Цены в гостиницах колебались от 1, 5 рубля за сутки в сезон и от 1 рубля в остальное время года. Существовала в Ялте и городская квартирная контора, которая предлагала дачи, квартиры, комнаты, пансионаты, санатории и лечебницы. Так, комната на набережной стоила не менее 75-100 рублей в месяц, а на окраине города можно было снять "сносную комнату" за 12-15 рублей.
"Здесь, в гостинице, все удобства для самого прихотливого вкуса", - писал B. Сидоров в 1891 году, замечая, что Ялта в данном отношении "резко противоречит всему дикому Крыму". Тем не менее, с помещениями для групп экскурсантов в сезон часто возникали проблемы: нужно было заранее списаться с принимающим учреждением. Таковых в Ялте было достаточно: одни из них предоставляли ночлег совершенно бесплатно, другие - за вознаграждение. Так, бесплатно экскурсантам предлагали услуги городская управа, уездная земская управа, а также женская гимназия - в этих помещениях экскурсанты спали на сене. За 25 копеек в сутки помещение предоставлял Горный клуб.
Путеводители сообщали, что гостиницы в Алуште до того нехороши, "что их второклассными назвать нельзя". Приблизительно такая же ситуация была и с питанием: "Хорошего обеда в ресторанах Алушты получить нельзя". Экскурсантам Горного клуба в алуштинской "Европейской гостинице" подали баранье рагу, протухшее до такой степени, что никто не мог к нему прикоснуться. А за порцию плохого супа "содрали по 30 копеек: цена, не существующая даже в лучших ресторанах Ялты и в Гурзуфе, где это блюдо стоит 25 копеек".
Экскурсантам, прибывавшим в Бахчисарай, местный полицмейстер (он же смотритель дворца) отвел бывшее помещение гарема. А известный нам пешеход-путешественник Бернов остался доволен ночлегом в бахчисарайской гостинице "Центральная". "Спится прекрасно - Бог миловал от клопов. Чего же больше? " В этом городе проблема качественного питания стояла особенно остро.
Бернов в 1895 году остановился перекусить в ресторане у некоего Сулимана. Ресторан представлял собой "грязную лавчонку типа всех бахчисарайских лавочек". Наслушавшись похвал сулимановскому шашлыку, Бернов констатировал, что это было обыкновенное жареное мясо, к которому ему подали крошеный лук и петрушку. "Словом, за 18 коп. я очень прилично позавтракал".
Ночевки в горах сопровождались скромной трапезой: "Дом лесничего. Крынка молока, ломоть хлеба, пяток яиц - и силы подкреплены", - писал Бернов в 1896 году. В 1906 году группа гимназистов под руководством Е. Свищова, направляясь в Ялту горными тропами, заночевала в деревне Узенбаш: "Комнаты для ночлега превзошли всякие ожидания: две парадных горницы (ода) были устланы мягкими персидскими коврами... Видно было, что хозяин дал нам все, что было у него лучшее ... Проснулись рано. Усталости - как не бывало". Подобный радушный прием путников был характерен для многих крымских татар.
В приюте же Крымско-Кавказского горного клуба практически никогда не было подходящих условий для ночлега. "Вся неприспособленность горного домика для приема группы даже в 15 человек дала себя почувствовать: пришлось спать на полу и на каких-то ящиках в самых неестественных позах, ко всему этому присоединяется дороговизна, так: только за право жарить собственного барашка своими руками нужно заплатить 50 коп., а осмотр двух пещер с человека 20 коп. и т. п.", - сетовал руководитель группы учителей В. Глекин в 1910 году.
Группа туристов-гимназистов, посетившая Крым в 1900 году "с целью удешевления продовольственной части", решила сама готовить себе пищу, "для чего были приобретены чугунные эмалированные котлы и несколько жестяных чайников". По свидетельству Тюменева, в Алупке можно было найти всевозможную посуду: "чайные и столовые приборы, и спиртовые грелки, и лампы, и письменные принадлежности, и гвозди, и крючки, и задвижки, и фонари, и чемоданы, и даже палки для хождения по горам". По части экскурсионного обслуживания так и не сложилось единой организации экскурсионного дела.
В 1891 году возникло Ялтинское отделение Крымско-Кавказского горного клуба, которое систематически организовывало экипажные и пешеходные экскурсии. Экипажные экскурсии были как однодневные, так и многодневные. Они соответствовали расписанию, которое печаталось ежедневно в ялтинских газетах; помимо этого проспекты с маршрутами и условиями экскурсий можно было получить бесплатно в клубе, гостиницах и магазинах. По желанию экскурсантов клуб разрабатывал специальные маршруты, если набиралось 6-9 человек (по количеству мест в линейках). Кроме Горного клуба в Ялте экипажные экскурсии также устраивали частные предприниматели, владельцы линеек и экипажей - экскурсионные конторы "М. Кадыева и К°", "Общество извозчиков", контора Бебеша и другие.
Из Алушты экскурсии устраивались Обществом курортного благоустройства; из Севастополя экипажные экскурсии организовывало Севастопольское отделение Крымско-Кавказского горного клуба - в Георгиевский монастырь, Балаклаву, Байдарские Ворота, Форос, Мангуп-Кале. Г. Москвич в своем путеводителе 1912 года сообщал об отсутствии налаженного экскурсионного обслуживания в Симферополе.
В этой связи он рекомендовал обращаться к местному знатоку и умелому организатору А. Н. Крылову, услуги которого были к тому же недороги (1-1, 5 рубля в сутки). Из Алупки экскурсии устраивали проводник Асан Эипов, а также контора Эсмедляева. Окс отмечал, что Эипов - очень добросовестный провожатый, возил на Аи-Петри, в Ореанду, Массандру, Гурзуф и Ялту. У него имелось распределение экскурсий, "которое может быть заблаговременно изменено по желанию группы экскурсантов".
Другие статьи о курорте
Опрос
Вход в систему
Случайная статья
Туристы, приезжающие в Буковель могут расположиться либо в гостиницах на территории комплекса, в прямой близости от подъемников (например, в отеле "Буковель"), либо в поселках расположенных неподалеку - Полянице, Ворохте, Яремче - тогда до комплекса нужно добираться на такси. |
Интересно прочесть
Старайтесь пользоваться услугой "комплексный обед". Посоветуйтесь насчет кафе с хозяевами жилья, которое снимете. Постарайтесь облюбовать одно кафе и посещать только его. Статус постоянного клиента страхует от многих непр... |