История отдыха в Крыму: как передвигались по полуострову


Средства передвижения по полуострову были разнообразны. В начале 1870-х годов В. X. Кондараки, автор "Универсального описания Крыма", рекомендовал пользоваться для перемещения либо "фургонами, которыми торгуют татаре и содержат их на постоялых дворах", либо почтовыми тележками . Со временем установилось постоянное пассажирское сообщение между городами Крыма. В конце 1880-х годов было учреждено срочно-мальпостное сообщение между Севастополем и Ялтой. "Срочный мальпост" - 8-местный дилижанс и три 4-местных ландо - ежедневно направлялся из Ялты и Севастополя.
В дальнейшем мальпостное сообщение связало Ялту и Симферополь, Симферополь с Евпаторией и Карасубазаром, Феодосию со Старым Крымом, Коктебелем, Отузами и Судаком, а также Ялту с Алупкой. В одном из путеводителей 1914 года было сказано, что "для передвижения экскурсий по собственным маршрутам в Крыму пользуются извозчиками, линейками, мажарами и верховыми лошадьми". Далее следовало перечисление преимуществ одних видов передвижений перед другими.
Так, линейки не везде можно было достать, зато верховые лошади (стоимость их найма составляла от 1, 5 до 3 рублей в сутки) могли пройти практически везде. Обычно лошадей нанимали с проводниками, что обходилось еще в 1, 5 рубля. Мажары - двухколесные татарские повозки, запряженные парой волов, - можно было нанять практически во всех населенных пунктах. Их достоинство при цене от 6 до 10 рублей состояло в большой грузоподъемности и вместительности (8-11 человек).
В 1908 году разрешения на организацию автомобильного сообщения были уже получены десятком физических лиц и ассоциаций. Стараниями владельцев личных автомобилей было налажено регулярное сообщение между Севастополем и Ялтой, Симферополем и Евпаторией. Автобусы и автомобили поддерживали регулярное сообщение по следующим маршрутам: Симферополь - Саки - Евпатория, Симферополь - Карасубазар - Старый Крым - Феодосия, Феодосия - Судак, Симферополь - Алушта - Ялта.
Появление автобусов сильно облегчало передвижение экскурсантов. Обходилось это удовольствие в 2 раза дороже мальпоста и значительно выше проезда на линейке. Кроме того, оно имело один существенный недостаток - не отличалось надежностью. Накануне мировой войны автомобильное сообщение мирно уживалось с конным. Между Алуштой и Ялтой, Ялтой и Севастополем курсировали автомобили. Однако путеводители не советовали прибегать к их помощи в экскурсионном деле ввиду дороговизны и быстрой езды, мешающей наблюдать окрестности.
Городская инфраструктура также улучшалась. В Севастополе было успешно налажено перемещение на яликах к Братскому кладбищу и Инкерману. "До берега северной стороны - около 3-х верст, ялик домчал нас в 20 минут, - писал А. Ф. Морокин в 1901 году. - К вечеру поехали кататься по городу, который казался очень благоустроенным, красивым, тротуары на главных улицах обсажены деревьями... Ходит электрическая конка - роскошь еще в немногих наших городах". Открытие трамвая состоялось в Севастополе 1 января 1900 года.
Бахчисарай - любимый туристами город - имел плохо вымощенные мостовые. Основным средством передвижения по горной местности в то время были мажары. Только они могли осилить крымские дороги с их подъемами, поворотами и крутыми спусками. Без мажар нельзя было обойтись группам туристов, тем более с большим количеством багажа. Особенно отличались сложностью подъемы на Чатырдаг, Мангуп и Тепе-Кермен.

Другие статьи о курорте
Опрос
Вход в систему
Случайная статья
В данном материале мы предлагаем Вам ознакомиться с онлайн трансляцией "Эспрессо-ТВ", который ведет прямую трансляцию с Майдан Незалежности и улицы Грушевского. Другие трансляции о Майдане
|
Интересно прочесть
В Кирилловку все больше тянется молодежь. И здесь многое делается с расчетом на нее. Появились новые аттракционы на воде. Помимо головокружительных спусков, "бананов", мотоциклов, велосипедов, можно пронестись по волнам на лыжах, пролетет... |